Содержание
По итогам первого полугодия 2024 года прирост объема продаж сидра в отечественной рознице составил 25%, а производство увеличивается более чем на треть ежегодно. Эксперты aif.ru объяснили, есть ли перспективы в России у этого напитка и с чем он сможет конкурировать.
Акцизная удавка
В ближайшие несколько лет популярность сидра среди российских потребителей будет расти, а объемы его производства могут превысить 150-200 млн литров в год. С одной стороны — факт положительный, с другой — еще несколько лет производство сидра было примерно в два раза выше.
«Его рынок был практически убит ставками акцизов, — сетует глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Напомню, что сидр, который был известен давно, в массовом сегменте в России появился в 1995 году. А уже через десять лет его рынок в России оценивался в 400-450 млн литров».
Сейчас же, по словам эксперта, этот рынок «сдулся» почти в два раза — до примерно 200 млн литров из-за многократного роста акцизов.
«При этом сидр — великолепный натуральный продукт, — считает Дробиз. — Его можно и нужно относить к таким категориям, как низкоалкогольный напиток — например, вино».
По его словам, регулирующим органам не надо его было заводить в категорию «слабоалкогольных», то есть напитков с добавлением спирта. И сегодня у него есть неплохие перспективы для роста, при условии, что государство не будет душить его разного рода налогами.
Тяга к натуральному
«Рынок сидра в нашей стране растет по целому ряду причин, — отмечает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова Вячеслав Чеглов. — Во-первых — сказывается тяга потребителя к натуральному продукту, которым сидр при грамотном и ответственном производстве как раз и является. Что не всегда сегодня можно сказать про пиво, качество которого в России вызывает вопросы и зависит от импорта».
Во-вторых, по его словам, сегодня подорожали столь любимые молодежной аудиторией слабоалкогольные коктейли, которые к тому же за последние годы получили изрядную порцию критики. И где-то мы видим переключение спроса именно с этой категории. В-третьих, сидр знаком старшему поколению наших потребителей уже на протяжении многих лет, а более молодым хочется разнообразия.
«Сидр, как показывает практика, не вытесняет пиво, а дополняет его (именно хорошее пиво), — полагает профессор Чеглов. — Его перспективы на рынке уменьшают довольно высокие цены, обусловленные невысокими объемами производства и дорогим импортом».
Впрочем, потеснить пиво на нашем рынке просто невозможно.
«Учитывая, что пива у нас производится и выпивается свыше 8 млрд литров в год, приблизиться даже близко к этой цифре нереально», — считает руководитель центра ЦИФРРА.
Негативно на имидже сидра отражается и тот факт, что на этом сегменте рынка появляются недобросовестные производители. Достаточно вспомнить получивший широкую огласку прошлогодний случай с массовым отравлением продуктом под таким названием, потрясший всю страну. И это для растущего рынка — объективно негативный фактор.
Ранее сообщалось о том, не оставит ли аномальная жара Россию без собственного вина.
Оцените материал