Содержание
Когда накануне 8 Марта 2022 г. грянули санкции, многим казалось, что к следующему празднику нашим женщинам уже будет нечем наводить красоту. Что в итоге?
Aif.ru задал этот вопрос председателю правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяне Пучковой.
Импорт смылся
Алексей Макурин, Aif.ru: Что сегодня вам бросается в глаза как обычному покупателю товаров для ухода за внешностью?
Татьяна Пучкова: Прежде всего – взлёт цен на всё зарубежное. Цены как поднялись прошлогодней весной во время скачка валютного курса рубля, так и не опустились. Отдельные импортные средства подорожали в 2–2,5 раза. И при этом многие бренды, особенно люксовые, постепенно исчезают из магазинов традиционных форматов. Официальные поставки в Россию части из них почти остановились, у остальных резко сократился ассортимент, мало новинок. Окольными путями по параллельному импорту поступает совсем небольшое количество иностранной парфюмерии и косметики. Да и покупателей, которым она по карману, стало меньше.
В интернете привычные зарубежные марки по-прежнему есть, пусть и в ограниченном ассортименте. Но даже интернет не всегда помогает, когда нужны специальные косметические средства для кожи, обычно покупаемые в аптеках. Признанные марки вымываются из продажи. Крем, который год назад я покупала за 980 руб., сейчас стоит 2,4 тыс. руб.
– А что с теми средствами, которые нужны каждый день?
– Их выпускают практически все отечественные предприятия. Если взять ценовую категорию до 200 руб. за изделие, то, по подсчётам аналитиков, доля отечественной продукции здесь в районе 70%, тогда как в целом на парфюмерно-косметическом рынке она составляет около 35%. Спрос на массовые косметические средства стабилен, из продажи они не исчезали и не исчезнут. С ними связана другая тревожная тенденция, проявившаяся под санкциями. Торговые сети предлагают всё больше косметической продукции под собственными торговыми марками, на которые устанавливают минимально возможную цену. Но при таком подходе может пострадать качество.
– И при этом косметические товары подорожали в 2022 г. сильнее многих других. Шампунь – на треть, по оценке Росстата. Почему?
– В мире в результате пандемии на 20–30% выросли цены на косметическое сырьё. А наши производители 95% сырья импортируют. Это одна из причин. Кроме того, Росстат усредняет свои данные. Более дорогой импорт сильно повышает средние цифры. А отечественная косметика на самом деле подорожала поменьше.
Духами запахло
– Государственная статистика утверждает, что в 2022 г. среди всех косметических товаров сильнее всего упал выпуск лосьонов для тела – на 71%. Что с ними случилось?
– Спрос на косметику для тела намного ниже, чем на средства для лица или рук. А себестоимость её выше за счет большого флакона. Производителям проще отказаться от этой продукции, чем предлагать её по ценам, неприемлемым для людей. Были и проблемы со средствами для волос, вызванные сокращением отечественного производства или уходом из РФ таких известных марок, как Wella. Наши предприятия начали быстро осваивать выпуск новых шампуней, кондиционеров и стайлингов. Но пока они не могут серьёзно расширить ассортимент одного из самых востребованных и сложных видов продукции – краски для волос. Чтобы сделать это на современном уровне, нужно несколько лет.
– Не приведут ли такие истории к дефициту?
– Не думаю, ведь растёт импорт из дружественных стран. А российские производители парфюмерии и косметики предложили за 2022 г. более 500 новых линеек продукции. По данным компании CloudPayments, в январе 2023 г. количество интернет-покупок зарубежных косметических средств упало на 47% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а количество покупок российских косметических товаров, напротив, увеличилось на 27%.
– Тем более что есть российская продукция, демонстрировавшая впечатляющий рост производства. Духи, например.
– Да, перестройка рынка этому поспособствовала. Но сыграло свою роль и решение, принятое правительством РФ ещё в конце 2021 г. В соответствии с ним поставщики и производители обязаны наносить электронную маркировку на парфюмерию. И вот некоторым импортёрам оказалось удобнее производить для нашего рынка духи на российских предприятиях, имеющих оборудование для размещения цифрового кода.
– Какие новые товары для красоты разрабатывают сейчас наши предприниматели?
– Производством косметики занимается около 600 компаний. Уже в 2024 г. появится много интересных новинок. Я не думаю, что в отечественном исполнении мы увидим косметику категории «люкс»: нужно время для раскрутки легенды такого бренда. Но обязательно появятся новинки в масс-маркете, свои косметические линии по средней цене – до 1,5 тыс. руб. и отечественная косметика для аптек. Первые такие продукты за последний год как раз вышли на рынок: например, патчи-пластыри, удаляющие угревую сыпь на носу.
Кстати
Как работают иностранные косметические заводы?
Из крупных предприятий, выпускающих парфюмерию и косметику в России, большинство принадлежит международным компаниям. В Калужской обл. работает концерн L’Oreal, делающий здесь средства по уходу за волосами и косметику для кожи. У Unilever – заводы в Санкт-Петербурге (дезодоранты Axe и Rexona) и Екатеринбурге (кремы, бальзамы, лосьоны «Чистая линия» и «Чёрный жемчуг»). И самая большая группа заводов сосредоточена в Подмосковье. До санкций компания Henkel выпускала здесь краски для волос и шампуни Palette, Syoss, Fa, Schauma. А компании Avon и Oriflame – парфюмерию, декоративную и уходовую косметику под одноимёнными брендами.
Ни один из этих заводов в 2022 г. не закрылся, но ассортимент их продукции сузился. Выпускаются только те косметические средства, получение сырья для которых не заблокировали санкции. Остановлены экспортное производство и реклама. Это стало одной из причин, по которым уменьшился выпуск в России средств для волос и дезодорантов. Свои дальнейшие планы иностранцы держат в секрете. Но все они ищут сейчас пути сохранить свой российский бизнес. Avon и Oriflame начали выпускать на освободившихся мощностях косметику под российскими марками. А Henkel выделила своё российское подразделение в отдельную компанию и переименовала её в Lab Industries – так, чтобы связь с материнским брендом была незаметна.
Оцените материал