Сколько ни бьётся правительство над тем, чтобы укоротить путь продуктов от производителя к покупателю, короче он не становится. А чем длиннее путь, тем выше конечная цена.
Вениамин Ковалёв, глава крестьянского хозяйства, Ярославская обл.:
— С ценами не всё так просто. С одной стороны, покупателю хочется, чтобы продукты стоили как можно дешевле. А с другой — за чей счёт достигается эта дешевизна? Только за счёт производителя.
За последние десять лет затраты крестьян выросли в несколько раз. Горючее, запасные части, электроэнергия дорожают без остановки. Кроме того, нужно учесть, что в нашей стране практически не производится сельхозтехника. Семена тоже импортные. И коровы из-за рубежа. Зерно выращивается в южных регионах, но к нам оно приходит по мировым ценам. В итоге получается, что прибыли от сельского хозяйства никакой, чаще одни убытки.
Казалось бы, рынок должен установить справедливую цену. Но рынок у нас очень кособокий. Ни для кого не секрет, что розничная торговля монополизирована. И торговые сети пользуются своим положением. Какие цены они установят, такие и будут. Если производитель будет работать в убыток, им всё равно. Они свою наценку получат. Да и работают они обычно не напрямую с крестьянами, а с переработчиками или перекупщиками. А те тоже без прибыли не останутся. И деваться некуда — других каналов сбыта не осталось.
Но вечно так продолжаться не может. Либо установятся нормальные рыночные цены на продовольствие, либо его будет не хватать. Этим летом все увидели такую нехватку. Из-за плохого урожая и недостаточного количества хранилищ кончились запасы овощей. Вот мы и увидели морковку «по цене алмазов». Видели бы вы, сколько свежих овощей осенью отправляют на свалку! Если морковка неидеально ровная, торговля её не возьмёт.
Вот и на мясо цены растут только для покупателей. Для тех, кто его выращивает, никаких изменений нет. Точнее, есть, но только к худшему. По нынешним законам невозможно самим забивать скот и продавать мясо. Приходится всё сдавать посредникам, которые и диктуют цены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции