Новые срочные меры, озвученные вице-премьером Александром Новаком и направленные на снижение розничных цен на топливо, помогут насытить внутренний рынок, считает заместитель генерального директора института национальной энергетики Александр Фролов, но ожидания удешевления бензина и дизеля на АЗС являются чрезмерно завышенными.
В целях стабилизации российского топливного рынка правительство 21 сентября ввело запрет на экспорт нефтепродуктов, а уже 28 сентября вице-премьер Александр Новак сообщил о новых решениях. В частности, за счет административных и экономических мер будет усилена борьба с серым импортом, объем поставок бензинов и дизеля на биржу не должен снижаться до достижения баланса спроса и предложения на рынке, а таможне и налоговой службе поручено строго следить за соблюдением режима запрета экспорта нефтепродуктов, топливо из портовых резервуаров будет направлено на внутренний рынок.
Усилия властей не пропали даром. «Средняя розничная стоимость бензина и дизеля уже начала снижаться, — отмечает Александр Фролов. — Но происходит это за счет уменьшения аномально высоких цен в сегменте независимых АЗС, рядовой потребитель этого практически не почувствует». Все дело в том, что из-за потрясений в сентябре на отечественном топливном рынке сложилась крайне нетипичная ситуация. «У независимых, небольших операторов, цены на топливо были выше, чем у крупных федеральных сетей АЗС, — объясняет Александр Фролов. — Причем такая картина могла наблюдаться в пределах одного региона и даже одного населенного пункта. Разница цен доходила до 7-8 руб. на литр. Сейчас, под действием мер, принятых правительством, операторы независимых станций начали снижать конечные цены, например, с 57-58 руб. за литр АИ-92 до 54-55 руб., но это все равно выше, чем у федеральных сетей, где тот же АИ-92 продается по 50-51 руб.».
В свою очередь, крупные федеральные сети АЗС, контролирующие львиную часть розницы, стоимость топлива опускать не торопятся. «Меры правительства в первую очередь направлены на снижение цен в оптовом и мелкооптовом звене, которые, в свою очередь, во многом зависят от биржевых котировок, — говорит специалист. — Поручения вице-премьера Новака приведут к насыщению внутреннего топливного рынка и к безубыточности деятельности операторов АЗС».
Если розничные цены, вопреки ожиданиям в правительстве, не начнут снижаться, то власти уже пообещали «принять жесткие регуляторные меры». Как считает Александр Фролов, чиновникам придется делать следующие шаги. «Уже принятые меры ликвидируют локальные дефициты топлива в отдельных регионах, рост стоимости прекратится, — перечисляет эксперт. — Но расчет на заметное снижение розничных цен, да еще в ближайшее время, является чрезмерно завышенным».
Ранее в беседе с корреспондентом aif.ru Александр Фролов объяснил причины роста цен на нефтепродукты на российском рынке.
Оцените материал