Содержание
Онлайн-торговля — уже не эфемерная и виртуальная категория, а российская реальность. Однако растет количество споров и судебных разбирательств с маркетплейсами. Вместе с этим стал чаще подниматься и вопрос того, что отрасль срочно нуждается в регулировании. Представители маркетплейсов заверяют, что вмешательство государства спровоцирует рост цен. Получится ли учесть интересы всех участников — в материале aif.ru.
Учесть все
В Общественной палате РФ уже прошли «нулевые» чтения законопроекта о регулировании маркетплейсов. Это большая и серьезная задача, где главное — учесть интересы всех сторон, уверен заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов.
«Во-первых, у покупателей должна быть гарантия того, что они покупают легальную продукцию, не подделку, не контрафакт. Они также должны быть уверены, что в случае несоответствия товара заявленным характеристикам будет сделан возврат. У них должна быть гарантия, что их не бросят посредине пути, они должны получать качественную услугу точно в срок. Но эти вопросы сегодня очень размыты. Торговые площадки перекладывают ответственность на продавцов. Продавцы бывают разные, с различными статусами. Для продавцов также необходим внятный и четкий режим работы без подводных камней в виде скрытой комиссии или неконтролируемого исключения продавцов из реестра торговых площадок. И владельцы маркетплейсов должны чувствовать себя комфортно при этом. Важно, чтобы вся эта цепочка работала понятно и по четким правилам. При наличии проработанного законодательства практически не потребуется вмешательство надзорных органов», — уверен депутат.
И цена, и выручка
Однако регулирование деятельности маркетплейсов вызовет повышение стоимости товаров и рост количества контрафактной продукции, заверяют представители электронных торговых площадок. «Мы запускаем много логистических решений, быструю доставку, склады — это отражается в оферте. Мы не сможем это делать, если нас обяжут вносить изменения в оферту один раз в год», — пояснила замдиректора по взаимодействию с госорганами сервисов электронной коммерции «Яндекса» Татьяна Чибезова.
Согласно исследованиям «Яндекс Маркета» и сервиса «Точка маркетплейсы», средняя выручка предпринимателей, которые продают свои товары на маркетплейсах, в 2023 году выросла на 39,4% год к году. Средний оборот российских продавцов на платформах маркетплейсов в третьем квартале 2023 года составил 761,9 тыс. руб. в месяц. За тот же период прошлого года он составил 546,7 тыс. руб.
Электронная торговля будет развиваться и дальше, уверен эксперт по электронной коммерции и маркетплейсам Константин Нецель. «Из года в год растут показатели продаж и числа новых продавцов на маркетплейсах, об этом свидетельствуют цифры, которые предоставляют площадки. Каким я вижу развитие рынка? Как минимум, все должно быть честно и прозрачно для продавцов и покупателей. Также имеет смысл усложнить выход новых продавцов на площадки, чтобы избежать мошеннических регистраций на сайте», — поясняет эксперт.
По данным ecommerceDB, Россия занимает 14-е место по величине рынка электронной коммерции. Прогнозируемый доход в 2023 году составит $42,46 млн. При этом ожидается снижение среднего чека на 20%, хотя прогноз количества выполненных заказов составит 4,6 млн. Согласно аналитике Forrester, к концу 2023 года около 17% всех розничных продаж будет осуществляться именно через маркетплейсы.
Оцените материал