Ассоциации операторов газовых хранилищ Германии INES заявила о заполненности резервуаров топливом на 90%, но предупредила о возможной нехватки топлива зимой. Как объяснил в интервью aif.ru доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский, причина риска энергокризиса — в отказе от дешевых российских ресурсов. И это сказывается не только зимой, но и разрушает некогда самую успешную экономику Европы.
Сергей Леонов, aif.ru: Управляющий директор INES Себастьян Блешке заявил, что до зимы 2026/27 годов есть риск нехватки газа при низких температурах даже при заполненных на 100% хранилищах. Это реальная опасность или страшилки про замерзающую Европу?
Никита Кричевский: Для операторов газовых хранилищ это всего лишь фигура речи, направленная на привлечение внимания. Зимы в Европе в связи с потеплением установились относительно мягкие. Вероятность того, что газа не хватит, предельно мала. Тут проблема в том, что Германия с этого года из экспортера превратилась в импортера электрической и тепловой энергии. Высок риск деиндустриализации экономики. Причина в резком увеличении стоимости энергии — электрической и тепловой. Очень много серьезных производственных компаний перешли из Германии в другие страны. Им стало просто невыгодно там работать.
— Причина в отказе от недорогого российского газа?
— В прошлом году рухнула экономическая модель, на которой строилось немецкое экономическое чудо: относительно дешевые энергия, российские нефть и газ, помноженные на силу и мощь немецкого интеллекта. Ведь успех экономики Германии за последние 50 лет строился на дешевом энергетическом сырье из России, то есть низких издержках с одной стороны, а с другой — на силе инженерной мысли. Это была долгосрочная продуманная стратегия, которую стали внедрять с 1960-х годов. И она всех устраивала.
Но Германия отказалась от атомной энергетики, потом от российского газа. В итоге страна превратилась в импортера энергии. И далее по цепочки пошел процесс. Оттуда побежали производственные компании в самые разные страны: Китай, Вьетнам, ОАЭ, США. Например, в Америку — сборочные корпуса BMW, на Ближний Восток — производства металла. Экономика в буквальном плане деградировала.
— Неужели Германия не просчитывала заранее все эти риски?
— С подачи Германии весь Евросоюз фактически поставил крест на своем развитии. Европа уже лет 30 живет символами и образами. Она оторвалась от реальности. У них идеализированные представления о настоящем и будущем.
Вспомним зеленую повестку. Люди, которые ничего не понимают в современной энергетике, лет 15-20 настаивали, чтобы страна отказалась от атомной энергетики. Они вешали плакаты на Бранденбургские ворота, устраивали демонстрации. То есть люди считали, что если отключить атомную энергетику, то все останется как есть, но только без мирного атома.
Я с немцами общался, они на полном серьезе так говорили. Это даже не ограниченный кругозор, а его отсутствие. В итоге в этом году отказались. И получили необходимость поставок энергии из третьих стран. Зато стали экологически чистой страной.
— Они называют одной из причин отказа от российских энергоносителей начавшуюся спецоперацию России на Украине. Получается, политика взяла вверх над экономикой?
— Их склад ума не предполагает проекцию в прошлое. Он не способен оценивать ретроспективу и искать истинные причины происходящего. Донбасс с 2014 года там вообще не принимался во внимание. Его не было в повестке. А когда началась СВО, все бросились выступать. Можно провести аналогию с тем, как муж уходит от жены — ничего не предвещало, и тут вдруг взял собрался и ушел. То есть в Европе оценивают факт, а не предпосылки.
— А ведь какие теплые отношения были у президента РФ Владимира Путина с канцлером Герхардом Шредером и с Ангелой Меркель в начале ее срока. Что все-таки сломалось в отношениях с Германией? Не только ведь из-за СВО это произошло?
— Эпоха людей, которые понимали неразрывность связи политики, экономики и развития государства закончилась на [канцлере Германии в 1973-1998 годах] Гельмуте Коле. [Его преемник в 1998-2005 годах Герхард] Шредер был уже туда-сюда. Но он очень хорошо понимал важность отношений с Россией, потому что был наследником и продолжателем дела немецких отцов, таких как [первый канцлер, в 1949-1963 годах, инициатор экономического чуда в Германии Конрад] Аденауэр, [политик и канцлер в 1963-1966] Людвиг Эрхард, [канцлер Германии в 1969-1975 годах] Вилли Брандт. Те очень четко понимали важность взаимоотношений с Россией в плане получения дешевой энергии. А сейчас пришли [канцлер Олаф] Шольц и прочие товарищи, о которых и говорить нечего.
Оцените материал