
Перевод признают мошенническим, если скинуть больше 200 тыс. руб. тому, кому предыдущие полгода ничего не отправляли. Особенно если перед этим человек перевел эту же сумму самому себе по СБП со счета в другом банке. Вполне возможно, такие операции добросовестным гражданам придется подтверждать, сообщил aif.ru аналитик финансового маркетплейса Сравни Алексей Лоссан.
Ранее Центробанк обновил список признаков, по которым операции могут признать мошенническими. Приказ вступит в силу с 1 января 2026 года.
«Делайте подписи к переводам как можно более конкретными, — говорит Лоссан. — Универсальные подписи вроде „подарок“, „семейные расходы“ или „перевод“ теперь работают хуже. Старайтесь уточнить цель перевода: „на экскурсию в музей для 2А класса“, „на подарок учителю“, „перевод по договору №…“. Такой способ давно используется, например, в школьных родительских чатах: собирая деньги на поездку или подарок, организаторы создают в интернет-банке специальный сбор с точным описанием цели».
В новом перечне ЦБ оказалось двенадцать пунктов:
Первый признак. Если данные получателя денег (например, номер счета, телефона или другие реквизиты) совпадают с информацией из базы данных ЦБ, где перечислены случаи и попытки переводов без согласия клиента.
Второй признак. Если данные получателя содержатся в государственной информационной системе противодействия правонарушениям с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Третий признак. Если при обмене данными между банкоматом и картой ответ на запрос приходит позже, чем предусмотрено стандартами платежной системы. Превышение такого ограничения может означать, что кто-то использует поддельную карту или вмешивается в процесс перевода.
Четвертый признак. Если система посчитает, что операцию могут проводить без согласия клиента или чтобы скомпрометировать его данные. Например, если он переводит деньги в нетипичном для себя месте.
Пятый признак. Если параметры устройства, с которого переводят деньги, совпадут с параметрами гаджета, который раньше использовался в мошеннических целях. Эти данные тоже содержатся в специальной базе данных.
Шестой признак. Если время, место, сумма и другие параметры операции не совпадают с характерными для этого человека.
Седьмой признак. Если получателя раньше уже включили в список лиц, которым могут приходить переводы без добровольного согласия отправителя.
Восьмой признак. Если получатель уже участвовал в мошеннических схемах и в его отношении возбуждено уголовное дело.
Девятый признак. Если в течение шести часов до перевода человек нетипично долго общался по телефону, получил множество сообщений в мессенджерах или по почте.
Десятый признак. Если на устройстве человека есть вирусы, он пользуется нетипичным провайдером связи или пытается скрыть данные о подключении. Под подозрение также можно попасть, если в течение двух дней до перевода сменить номер телефона для входа в интернет-банк или IMEI устройства.
Одиннадцатый признак. Если человек попытается внести на счет более 100 тыс. руб. в течение 24 часов после того, как кто-то перечислит ему деньги из-за рубежа.
Двенадцатый признак. Если человек перечисляет более 200 тыс. руб. тому, кому не отправлял ничего последние полгода. При условии, что перед этим он перевел сам себе эту сумму по СБП.
«Такой сценарий с 200 тыс. руб., кстати, характерен не только для мошеннических схем, — отмечает Лоссан. — Иногда так поступают, когда покупают что-то дорогое с рук или хотят помочь родственнику. С января такую операцию могут посчитать мошеннической, поэтому нужно быть готовым к тому, что ее придется подтверждать. Например, через звонок в банк или по биометрии».
Еще два признака ЦБ, кстати, касаются операций с цифровым рублем. Операцию посчитают мошеннической, если получатель уже участвовал в переводе денег без согласия и его данные есть в базе Банка России. Второй признак — если эта информация содержится в базе данных оператора платформы цифрового рубля.
«Не дробите крупные суммы на мелкие, не отправляйте деньги множеству новых получателей, — советует эксперт. — Всегда сохраняйте скриншоты диалогов и объявлений о сборах — если банк запросит пояснения, вам будет, чем ему ответить. А если перевод уже заблокировали, дождитесь сообщения из банка (оно придет по смс или в приложении) и действуйте по инструкции. Иногда, чтобы подтвердить перевод, достаточно позвонить на горячую линию или ответить на вопросы сотрудника».
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в MAX |








































