Содержание
После введения санкций против России и развала привычной логистики в 2022 году одной из самых острых проблем для бизнеса стал дефицит импорта, в особенности машин, оборудования и комплектующих, без которых невозможно поддерживать производство и развивать экономику.
Почему через ЕАЭС?
Однако практически сразу сформировались новые маршруты поставок, и один из них — через неподсанкционные страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армению, Казахстан и Кыргызстан.
Географическая близость, общее таможенное пространство и тесные финансовые связи сделали их естественными «транзитными окнами». Схема работает так: техника импортируется в эти страны, а затем экспортируется в Россию — в основном уже под видом продукции, произведённой в ЕАЭС. Такие поставки оформляются именно как импорт и последующий экспорт, а не как простой транзит через территорию. Схема снижает риски вторичных санкций для партнёров и в некотором смысле облегчает расчёты. Плюсы для России очевидны, из минусов — разве что возможное занижение импорта и недополучение пошлин.
Масштаб — миллиарды долларов в год
С 2022 года импорт техники в Армению, Казахстан и Кыргызстан вырос кратно, и эти страны внезапно стали экспортировать её в Россию в значительных объёмах, чего раньше почти не наблюдалось. В Армении такой всплеск импорта полностью совпал с ростом экспорта в Россию, то есть поток техники учтен полностью. Оно и понятно: поставки транзитом идут через территорию Грузии, поэтому приходится оформлять все таможенные документы. А вот в случае Казахстана и Кыргызстана ситуация иная: отсутствие таможенной границы позволяет не оформлять второй шаг схемы — поставку товара в Россию.
Исследование, проведённое в РАНХиГС, даёт две оценки таких «сквозных» поставок. Более консервативный подсчёт, предполагающий достоверность и полноту официальной статистики стран-партнеров, дает оценку потока в 2,4 млрд долларов ежегодно в 2023–2024 годах. Второй подход допускает, что статистика по экспорту в Россию может быть неполной. В таком случае следует весь рост импорта техники этими странами выше экономически обоснованного далее идёт в Россию. В этом случае оценка оказывается куда больше — около 9,4 млрд долларов ежегодно. Почему же мы так явно сомневаемся в достоверности статистики наших партнёров? Ответ прост — в противном случае нам придётся поверить, например, что объём чистого импорта техники в Кыргызстане возрос с 10 пунктов ВВП до 40.
Откуда товары?
Можно было бы ожидать, что возросший импорт стран-партнёров ЕАЭС происходит не из недружественных стран, если вся эта схема требуется для обхода санкционных ограничений. Однако выяснилось, что большая часть, порядка 85%, возникших сквозных поставок приходится на товары нейтральных стран. Это указывает на их высокую обеспокоенность возможными вторичными санкциями. В результате компании не хотят рисковать прямыми контрактами с Россией и предпочитают работать через посредников в ЕАЭС.
В сухом остатке
Возникшая система сквозных поставок через ЕАЭС помогает российскому бизнесу и экономике, но у неё есть и обратная сторона. Во-первых, бюджет недополучает часть таможенных поступлений — ведь формально техника идёт как «внутренняя» торговля в ЕАЭС. Во-вторых, заметный рост импорта Армении, Казахстана и Кыргызстана привлекает внимание западных правительств, что повышает риск введения ограничений уже в отношении стран — членов ЕАЭС.
Сегодня важно не столько обсуждать сам факт существования серых схем — это давно стало реальностью, — сколько выяснять, когда они полезны, а когда — нет.
Оцените материал
Подписывайтесь на АиФ в MAX |