Содержание
К Пасхе цены на яйца расти не будут из-за предостережения ФАС и конкуренции. Однако после праздников может наметиться некоторое подорожание, уверены эксперты aif.ru.
Снижению цен — ФАС
Традиционно перед Пасхой растет спрос на яйца, и торговые сети не упускают возможность на этом ажиотаже заработать. Однако в этом году россияне увидели совсем другую ситуацию — в крупных супермаркетах десяток яиц категории С1 можно купить за 54 рубля.
«За 2022–2023 годы яйца в России, в том числе под влиянием монопольных корпоративных сговоров на рынке, были подвержены огромным скачкам цен, — объяснила экономист, доцент РГУ СоцТех и член общественного совета при Минобрнауки Инна Литвиненко. — Товар переоценен. Ценники могли сильно варьироваться, но в среднем это 90–95 рублей за десяток „магазинных“, и до 350 рублей — фермерских. Это слишком высокая цена. В реальности яйца столько не стоят в производстве. Поэтому сейчас мы наблюдаем откат рынка».
Кроме того, есть еще несколько факторов, и один из их — сезонность, рассказал директор по аналитике исследовательской компании NTech Леонид Ардалионов.
«Недавно ФАС предупредила о недопустимости роста цен на яйца перед Пасхой, — отметил эксперт. — Зачастую к праздникам магазины специально снижают цены на „якорные“ позиции, то есть на те товары, которые принято видеть на праздничном столе. В Пасху — это яйца, на майские праздники — шашлык, а на Новый год — икра. Мало кто заметил, но в прошлом году цены на яйца перед Пасхой в среднем упали на 1%.Таким образом торговые сети конкурируют за покупателя, им важно чтобы человек увидел рекламу и пришел за яйцами именно к ним, а заодно и приобрел и кулич, и пасху, и другие продукты для праздничного стола».
А что дальше?
Это снижение цен не ударит по российским птицефабрикам, уверены специалисты.
«Отдельные производители жалуются на сокращение прибыли, но мы не видим, чтобы это явление было массовым, — отметил Ардалионов. — Наоборот, по данным рейтинга NTech-500, основные бренды производителей яиц за 2024 год показали стремительный рост. Например, бренд „Окское“ поднялся в рейтинг самых популярных у россиян продуктов на 45 позиций, а „Лето“ вообще переместился на 194 позиции вверх. То есть спрос есть, и крупные структуры диверсифицируют свои доходы между брендами. Если в какой-то момент времени, им выгоднее продавать продукцию под одним брендом, то они направят свое внимание туда, и тогда может уменьшиться прибыль отдельных птицефабрик, но в целом холдинг не потерпит больших убытков».
После Пасхи возможно еще снижение ценна до 10–12%, но затем, когда спрос будет уже не таким активным, компании могут уменьшить объем производства и поставок яиц, чтобы поддерживать цены на одном уровне, добавила Литвиненко. Летом возможно еще одно локальное пике, а затем начнется повышение цен, предрекает экономист. По году оно может достичь 25%.
Оцените материал