Говядина и другое мясо, и так уже заметно подорожавшее с начала года, к новогодним праздникам вырастет в цене еще сильнее. Однако рост цен будет носить сезонный характер, рассказал в интервью aif.ru глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Сергей Болотов, aif.ru: — Сергей Евгеньевич, ходят слухи, что из-за снижения поголовья скота говядина к новогодним праздникам подскочит в цене сразу на 10%. Это правда?
Сергей Юшин: — Мясные продукты, особенно деликатесы, к новогодним праздникам у нас дорожают каждый год, это сезонный фактор. Но не потому, что поголовье сокращается, а потому что спрос растет. Всем ведь хочется угощений на праздничный стол. Магазины скидки на колбасу отменят — вот вам и рост цен. К новому году не только с мясом так происходит. Гостиницы, авиабилеты — много что реагирует на сезонный рост спроса.
Я не могу вам сказать, насколько точно в процентах какое мясо подорожает. Издержки производителей выросли — это правда. Есть общий уровень инфляции, этого тоже никто не отрицает. Об этих проблемах поговорить можно.
— Значит, все-таки подорожает?
— Вы поймите, есть стоимость производства, а есть цена, причем оптовая и розничная. Связь между ними есть, но не совсем уж прямолинейная. Например, уже примерно месяц оптовые цены на свинину падают. И на некоторые части курицы тоже. Потому что закончился сезон отпусков, и для общепита стало нужно меньше мяса. Плюс люди у нас немножко экономят перед новым годом, спрос упал, и цены вместе с ним.
Значит, в рознице при прочих равных у торговых сетей нет оснований поднимать цены на такое мясо. Но у нас ведь новогодние праздники, а значит, они все равно могут поднять, реагируя на сезонно возросший спрос. У всех разная ценовая политика, прогнозировать тут — все равно, что гадать на кофейной гуще. Я вам это совершенно искренне говорю.
— А как быть с сокращением поголовья коров?
— У нас в стране поголовье сокращается уже много лет, но цены растут не из-за этого, а потому что выросли издержки производителей, а вместе с ними и себестоимость. Не путать с ценой. Производство говядины — это не только корова, это еще грузоперевозки, оборудование, зарплаты и многое другое.
На сегодняшний день дико выросли тарифы на автомобильную транспортировку всего, от кормов и ветеринарных препаратов до готовой продукции. Есть и валютная составляющая, например, оборудование на убойно-разделочных предприятиях в значительной части импортное. Запчасти и расходники к нему требуются постоянно.
Но в целом ничего экстраординарного с ценами на российском рынке мяса не происходит. По свинине рост цен за последние восемь лет значительно отстает от общих темпов инфляции. Продовольственная инфляция у нас за восемь лет составляет около 60%, а свинина за это же время выросла в цене на 25%. То есть в абсолютных значениях она не дешевеет, но в относительных — она подешевела.
Кстати, от импорта свинины мы в России не зависим вообще. Говядину мы импортируем, но 60% этого импорта — из Белоруссии, из дальнего зарубежья идет меньшая часть. На говядину у нас действуют таможенные льготы, что сдерживает рост цен в рознице. Так что подорожание импорта не так уж сильно сказывается на потребителях.
— А как же рост цен на курицу?
— В последние месяцы темпы роста цен на мясо кур были действительно высокими, но я думаю, что они, скорее всего, откатятся назад. История с ценами на курицу простая. Это самый доступный животный белок, и спрос на него в последнее время сильно вырос.
Люди для повседневного питания выбирают не рыбу, не свинину, не говядину, а курицу, потому что она доступнее. На мясо кур приходится до 80% в мясной потребительской корзине. Плюс мясокомбинаты, всякие кафе и точки продажи шаурмы тоже стали делать больше продукции из курицы.
Спрос вырос быстрее, чем производственные мощности, отсюда и рост цен. Эту проблему можно решить путем ускорения темпов наращивания производства. По свинине это удалось, и по курице задача решаемая.
— Кто должен решать проблемы с ценами: государство или бизнес?
— Вообще самый эффективный способ сдерживания цен — это рост производства. Но есть одно «но». Производители не будут инвестировать в расширение производства себе в убыток. Поэтому бороться надо не за низкие цены, а за высокие доходы населения. Тогда и производство будет окупаться, и продукты будут доступными.
Я неоднократно говорил, что низкие цены на яйца обернутся дефицитом, что мы сегодня и видим. Десять лет из-за низких цен производственные мощности по куриному яйцу не модернизировались, потому что на это не было денег. Теперь мы столкнулись с диким дефицитом и соответствующим ростом цен. Малоимущим нужно помогать адресно, а не делать низкие цены для всех. Тогда и проблем таких не будет.
Оцените материал