Российские авиакомпании в ближайшие 3 года пополнят свой парк 102 самолетами и 86 вертолетами отечественного производства. Как сообщает Минпромторг, общая сумма контрактов составляет около 275 млрд руб., покупка осуществляется по лизинговой схеме. Это значит, что лизинговая компания, получив технику от производителей и полностью рассчитавшись с ними, сразу передаст воздушные судна авиакомпаниям, которые будут их эксплуатировать и выплачивать долг в рассрочку. Для этого лизинговая компания получит деньги из фонда национального благосостояния (ФНБ), лизинговая ставка составит 1,5% годовых.
Единым продавцом выступает объединенная авиастроительная компания (ОАК). «Аэрофлот» получит в 2023-2025 годах 63 самолета, из них 18 самолетов МС-21, 34 самолета SSJ-NEW и 11 самолетов Ту-214, в эти же сроки еще 17 авиакомпаниям будут переданы 86 вертолетов марки Ми разной модификации. Авиакомпания «Аврора» в 2023-2026 годах получит 8 самолетов SSJ-NEW, 10 самолетов ЛМС-901 «Байкал» и 21 вертолет. Все договоры между производителями, лизингодателями и эксплуатантами уже подписаны, а первые поставки начнутся до конца 2023 года. «В рамках 3 подписанных паспортов инвестпроектов по лизингу гражданских судов в общей сложности подписано 5 контрактов с поставщиками. Уже в текущем году в рамках этих контрактов авиастроители должны поставить 2 SSJ-NEW для «Аэрофлота» и еще 26 вертолетов Ми-8 для авиакомпаний», — сообщил вице-премьер Денис Мантуров.
«В этой сделке обоюдно заинтересованы и производители, и авиакомпании, причем последние, возможно, даже в большей степени, — считает главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров. — Если раньше заводы с трудом уговаривали перевозчиков купить отечественную авиатехнику, то сегодня уже авиакомпании торопят промышленность с подписанием контрактов.
В подписанный пакет сделок вошли и востребованные вертолеты, которые «разойдутся» по 17 эксплуатантам, и турбовинтовые самолеты регионального класса, которые крайне необходимы авиакомпании «Аврора».
У группы «Аэрофлот» также большая потребность в обновлении парка, в основном здесь речь идет о магистральных самолетах. Наш крупнейший перевозчик намерен приобрести до 2030 года 339 воздушных судов разного класса, а в планах ОАК произвести до 2030 года более 1 тыс. единиц авиатехники. Поэтому подписанные сейчас контракты — это лишь «первая ласточка», закрывающая лишь текущие, срочные потребности, за ними последуют дополнительные договоры.
Есть повод переживать за способность промышленности выдержать согласованный график в части выпуска самолетов. С вертолетами проблем нет, там все отлажено, но ни одного самолета на данный момент в серийном производстве нет. Будем надеяться, что заводы справятся и в 2024 году все модели «пойдут в серию».
Особо нужно отметить финансовые условия сделки. Раньше для наших авиакомпаний стоимость финансирования для покупки иностранных самолетов составляла 1-3% годовых, а отечественных — 15-20%. Конечно, в подавляющем количестве случаев выбор делали в пользу иномарок. Сейчас благодаря привлечению денег из ФНБ удалось выровнять эти условия. И можно смело утверждать, что средства, выделенные из фонда, очень быстро вернутся государству сторицей через рост налоговых отчислений, через активизацию потребительской активности, потому что благодаря авиапромышленности они разойдутся по всей экономике страны, стимулируя развитие целых отраслей».
Оцените материал