Содержание
Уход из России голландской пивоваренной компании Heineken, представленной на полках магазинов, в том числе, брендами Amstel, «Охота», Zlaty Bazant и «Степан Разин», никак ни на возможности выпить кружку вкусного пенного, ни на судьбе работников заводов компании не отразится. Об этом aif.ru сообщил директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Он ответил на пять наивных вопросов о том, что будет после ухода одного из лидеров мирового рынка пива из нашей страны.
1. У Heineken были объективные причины уйти из России?
— Да, западные пивные компании, двадцать лет назад пришедшие в Россию, оказались в очень неприятной ситуации. В конце 1990-х годов в нашей стране пили по 15 литров пива на человека в год. Это очень мало — в СССР и то было по 25 литров. Когда к нам пришли крупные международные пивовары, они очень быстро захватили 92% рынка и к 2007 году своими маркетинговыми усилиями довели употребление пива до 81 литра на человека — рост в пять с половиной раз, это уникальное достижение. А потом Россию накрыл пивной демографический кризис — подросло малочисленное поколение молодежи 1990-х. Потребителей стало меньше и к 2020 году объем выпуска у «пивных варягов» упал на треть, а доля рынка сократилась до 65%. В 2021 году пик кризиса вроде миновал, но случилась СВО… Такая вот динамика.
2. Что изменится для нас, потребителей? Выбор пива сократится?
— Мы ничего не потеряем ни по количеству пива, ни по качеству. Вероятно, со временем уйдут привычные марки, которые были у Heineken. Но от перемены названий ничего глобально не изменится.
3. Что будет с работой у сотрудников проданных заводов Heineken?
— Опытных людей никто увольнять не будет. Заводы купила компания «Арнест», до этого она приобрела производство пивных банок. Это непрофильный игрок на алкогольном рынке, таким у нас добиться успеха никогда не получалось. Есть исключения в виноделии, но там другая ситуация и объемы намного меньше. Ни одна компания в принципе не заинтересована в своем банкротстве, если нет аварийной ситуации. Так что, я думаю, тем или иным образом заводы продолжат работу, и люди сохранят и занятость, и зарплату.
4. Это не первый случай перехода отечественной пивной компании от западного владельца российскому. Чему нас научили предыдущие кейсы?
— «Балтика», которой владел Carlsberg, продолжает работать под управлением Росимущества. Сейчас вроде бы компанию хотят вернуть под начало ее бывшему руководителю. А датчане собирались судиться и требовать себе какие-то возмещения. Не думаю, что у них получится. Здесь тоже Heineken продал заводы за 1 евро, но вместе с ними новому владельцу достался долг перед западными партнерами в 100 млн евро. Посмотрим, кто и как будет отдавать эти деньги.
5. Как эта сделка отразится на всем российском пивоварении?
— Нам не нужны снова монополии, я бы продал заводы разным собственникам и дал возможность каждому из них развиваться своим путем. С другой стороны, в кризис выживают не самые сильные, а самые наглые, это потом уже они объясняют свой успех красивыми словами. Посмотрим, кто выйдет из пивного демографического кризиса победителем. Но это скорее вопрос философский, как бы ситуация ни повернулась, главное одно: вкусное пиво разных сортов и на любой кошелек в России останется.
Оцените материал