В сентябре бензин и дизель не подорожают на АЗС более чем на 1%, сообщил aif.ru эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. И хотя биржевые котировки на топливо держатся вблизи рекордных уровней благодаря продолжающемуся сезону высокого спроса и периодическим ремонтам НПЗ, тем не менее, самое напряженное время на топливном рынке уже пройдено.
«Чем ближе к концу сентября, тем проще будет ситуация на рынке моторного топлива, — говорит эксперт. — Сезон отпусков постепенно заканчивается, спрос на бензин уже плавно снижается, поэтому существенного удорожания нефтепродуктов в текущем месяце не произойдет. Конечно, удешевления топлива ждать не стоит, но темпы подорожания существенно замедлятся по сравнению с августом, в первый месяц осени бензин и дизель в рознице станут дороже максимум на 1%. При этом на независимых АЗС топливо может даже немного подешеветь».
К существенному росту стоимости бензина и дизеля на АЗС в августе привели периодические остановки НПЗ на ремонт, повышенный спрос со стороны автотуристов и рекордные топливные цены на бирже.
«В последний месяц лета розничные цены выросли на 3%, это достаточно много, — отметил Юшков. — В итоге стоимость бензина, особенно марки АИ-95, с начала года увеличилась более чем на 6%, что превышает темпы общей инфляции».
Особенно сильно росли цены на независимых АЗС. Они покупали топливо на бирже, где котировки били рекорды, и, чтобы не разориться, вынуждены были продавать очень дорого.
«Иногда разница между ценами на независимых АЗС и заправками, принадлежащими крупным нефтекомпаниям, доходила до 1-2 руб. за литр», — отметил эксперт.
В самом конце лета оптовые цены наконец-то пошли вниз, дав небольшую передышку. Правда, за первую неделю сентября котировки вновь выросли: марка АИ-92 прибавила 4,76%, АИ-95 — 1,53%, летний дизель — 4,16%, но цены все же не достигли рекордных уровней. Стоимость бензина АИ-92 составила 71,68 тыс. руб. за тонну (исторический максимум — 72,66 тыс. руб. за тонну), АИ-95 — 80,26 тыс. руб. за тонну (рекорд — 82,38 тыс. руб. за тонну).
«Сейчас биржевые котировки немного отступили от максимальных значений, — подчеркнул Юшков. — В начале осени спрос снизился, факторы, давящие на цены, уйдут, и таких скачков, как летом, в сентябре не будет».
Кроме того, в начале осени сгладится ситуация с дефицитом топлива, возникшая летом в некоторых регионах — в Крыму, на Дальнем Востоке. Перерабатывающих мощностей в России хватает, ежегодно мы потребляем примерно 170 млн тонн всех видов нефтепродуктов, включая мазут и авиакеросин, а суммарные возможности отечественных НПЗ могут «переварить» более 300 млн тонн.
Ранее эксперт объяснил aif.ru, как изменятся цены на российских АЗС при дешевеющей нефти.
Оцените материал
Подписывайтесь на АиФ в MAX |