Содержание
Поиск работы — всегда стресс, тем более, если вы уже несколько лет не обновляли резюме и с трудом можете вспомнить свое последнее собеседование с HR-специалистом. Как триумфально вернуться на рынок труда и снизить градус тревоги по поводу собственной несостоятельности, рассказывает бизнес-тренер и эксперт по управлению человеческими ресурсами Нурия Архипова.
Неважно по какой причине вы давно не были в состоянии «ищу работу»: декрет, преданность одной компании, где вы «застряли» на много лет, или что-то еще. Чтобы вернуться в строй предстоит пройти 5 основных этапов.
Этап № 1. Личная матрица развития
Итак, первое с чего нужно начать — эмоциональная разгрузка. Отложите в сторону любые формы тревожности, а лучше не отложите, проработайте их. В этом поможет одно простое упражнение. Разделите лист бумаги на 4 части. В верхнем левом углу напишите «Мои преимущества». В нижнем левом углу — «Мои Минусы». В верхнем правом углу — сколько вы хотите получать в месяц и кем хотите работать. В нижнем правом — сколько денег вам реально нужно в месяц и кем вы можете работать. При ответах на эти важные вопросы будьте максимально честными перед самими собой.
Почему я рекомендую начать с такого мини-разбора? Во-первых, во время проработки своих качеств, желаний и возможностей уровень тревожности постепенно, если не сойдет на нет, то как минимум существенно снизится. Во-вторых, чисто психологически написание успокаивает, приводит мысли в порядок. И, в-третьих, это упражнение проведет параллель между желаниями и возможностями. Четко определит точки старта для развития, позволит адекватно оценить себя, и, как следствие — собственную стоимость на рынке труда на момент составления разбора.
Этап № 2. Оценка ситуации на рынке
Необходимо изучить вакансии из личной матрицы: возможные должности, в которых человек может работать или начать свою карьеру в компании, и желаемые должности — к которым он стремится.
Вероятно, здесь добавятся в поиск и конкретные компании, в которые очень хочется попасть. Рекомендую поместить их в списки анализируемых.
Этап № 3. Резюме
Это очень громоздкая тема, заслуживающая отдельной статьи. Но я все же подчеркну несколько действительно важных моментов. Итак, ваше резюме должно быть коротким (не более одного листа А4), а информация в нем — емкой (исключите всю «воду» из текста). Также не стоит слишком приукрашивать себя (пишите только реальные вещи), в противном случае «очарованный» HR-менеджер очень разочаруется при встрече. В независимости о того на какую вакансию вы претендуете — дворника или топ-менеджера, фото на резюме должно быть в строгом, деловом формате. Кадры на фоне отдыха, на даче с голым торсом лично меня, как минимум, смешат.
Этап № 4. Методы поиска
Для поиска работы можно использовать несколько путей. Первый — специальные сайты. Но давайте откровенно — данный способ, порой, отнимает уйму времени, особенно, если запросы высоки и вы не ищете работу в сфере обслуживания, где большая текучка кадров. Нередко в хорошую компанию и на хорошую должность можно попасть «по знакомству». И это второй путь, о котором также не стоит забывать. Так что обязательно поставьте всех сопричастных в известность о том, что вы находитесь в поиске, и возможно в ближайшее время судьба действительно улыбнется. Кроме того, используйте личные страницы в социальных сетях — обращайтесь ко всем и любыми возможными методами. Сегодня этот способ поиска работы, особенно в творческих сферах (маркетинге, пиаре и т.д.), набирает обороты. Нет ничего ужасного в том, чтобы написать в FB редактору какого-то издания и предложить свою кандидатуру на ту или иную должность. Максимум, что вам грозит, это молчание в ответ на ваш запрос и присланное резюме. Кстати, многие HR-менеджеры и работодатели сами размещают объявления о вакансиях на личных страницах в соцсетях, можно просто подписаться на интересующие вас проекты и персоны, чтобы быть в курсе новостей, если по каким-то причинам вы стесняетесь писать «в личку».
Еще один метод поиска — центры занятости населения, где можно пройти переобучение, прослушать курсы по переподготовке, обучиться азам каких-то профессий, пройти бесплатное тестирование, посетить тренинги и пообщаться с HR. Возможно, таким способом вы не получите заветной должности, но сможете сделать осознанный шаг в направлении «работы мечты». Потому что есть большая разница в том, чтобы хотеть, планировать выйти на работу и действительно начать что-то делать в этом направлении. Иногда способом найти работу становиться временная должность, которая позволяет выйти из зоны комфорта и, скажем так, настроиться на рабочую волну.
Этап № 5. Собеседование
Запомните, к собеседованию нужно готовиться всегда! Что можно говорить во время встречи с потенциальным работодателем? В первую очередь, уделите внимание тем полезным навыкам и умениям, которые были получены вами ранее, например, во время учебы, на прежнем месте работы, на курсах повышения квалификации, если все это имело место. Поговорите о тех целях, которые хотели бы достичь в данной компании, отдельный момент — это заинтересованность в профессиональном росте и стабильности, которые вы связываете с работой в определенной организации.
Будьте в меру активны, поэтому тоже задавайте вопросы: например, можно поинтересоваться деятельностью компании, ее планами, возможностями, которые предоставляются сотрудникам, а также обязательно уточните размер заработной платы.
В то же время не забывайте, что самая беспроигрышная тактика на собеседовании — меньше говорить и больше слушать, отвечать по существу и только когда вам задают вопросы.
О чем не стоит говорить? Не надо пересказывать резюме, врать, особенно о несуществующем опыте работы или каких-то навыках. Категорически запрещается поднимать тему, что вы чего-то не умеете или не знаете — а если вы действительно чего-то не умеете, значит, нужно донести до работодателя, что вы всегда готовы учиться новому. И, конечно, не стоит пускаться в «глубоко личное», например, рассказывать, как тяжело вам давалась математика в школе или как вы любите петь — воспоминания, увлечения, планы на жизнь, не имеющие отношения к устройству на работу в данный момент, работодателю не важны, ведь вы пока еще не сотрудник компании, а всего лишь один из кандидатов. Вот и демонстрируйте только те навыки, в которых будет заинтересован потенциальный шеф.