Домой Экономика Ушли, но недалеко. Coca-Cola готовится к возвращению на российский рынок?

Ушли, но недалеко. Coca-Cola готовится к возвращению на российский рынок?

38
0

Содержание

Ряд СМИ сообщили: Coca-Cola готовится к возвращению на российский рынок. По слухам, в компании уже обсуждают насущные вызовы – борьбу с параллельным импортом и конкурентами. Последние, в свою очередь, готовы держать оборону и даже планируют создать против американского бренда альянс, который будет снижать цены, развивать производство и радовать покупателей разнообразием.

А что потребители? Они смирились с отсутствием легендарной газировки или жаждут её возвращения? Выяснял «АиФ».

Ушли, но недалеко

Компания Coca-Cola объявила о приостановке бизнеса в РФ весной 2022-го, после чего место её продукции на прилавках стали стремительно занимать отечественные аналоги: «Черноголовка Кола», «Калинов Кола», «Красная цена Кола», «Любимая Cola», CoolCola, Sever, Evervess, Funky Monkey и т. д. «Всё-таки речь шла о востребованном продукте. Он не из той категории товаров, чьё отсутствие можно и не заметить», – отмечает доктор экономических наук, заведующая кафедрой маркетинга Финансового университета при правительстве РФ Светлана Карпова.

Оно и правда – до введения санкций объём продаж напитков Coca-Cola составлял более 2 миллиардов литров в год – это десятая часть всего рынка безалкогольных напитков (от воды до сока) в России.

Далеко ушла от этого рынка американская компания? Управляющий партнёр Agro and Food Communications Илья Березнюк поясняет: в том же 2022 году российское подразделение Coca-Cola HBC просто было переименовано в Multon Partners (выпускает бренды Rich, «Добрый», «Моя семья») и продолжило работу. 

«По большому счёту, сама компания никуда из России не уходила. Ушёл только глобальный бренд, вместо которого был выведен на рынок «Добрый colа», – говорит Березнюк.

К слову, даже руководил «Добрым Cola» на первых порах тот же менеджер, что ранее возглавлял российское подразделение Coca-Cola.

Вышло по-доброму?

Как итог – уже в начале 2023-го на долю марки «Добрый Colа» приходилось 33,8% российского рынка газированных напитков. Следом шла оригинальная Coca-Cola, поступавшая через параллельный импорт (из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции и т. д.), но стоящая почти в два раза дороже той, что выпускали в России. 

Отличается ли «добрая» газировка вкусом и составом от своей предшественницы, если завод происхождения один и тот же? 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Мировая экономика и СВО. О чем Путин будет говорить на ПМЭФ?

«Если сравнить состав оригинальной Coca-Cola с напитком бренда «Добрый», то ингредиентный перечень идентичен. Но органолептические показатели (т. е. аспекты, воспринимаемые органами чувств) у напитков всё же несколько разные, что может говорить о разных пропорциях ингредиентов, – говорит доцент Базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова Светлана Ильяшенко. – Другие производители российских аналогов тоже экспериментируют в стремлении воспроизвести вкус. 100%-ной копии достичь сложно: точный рецепт Coca-Cola – коммерческая тайна. Но концепция всё та же: газированный напиток с подсластителями, ароматизаторами и кофеином».

Пока неясно, стоит ли серьёзно относиться к слухам о намерении Coca-Cola вернуться в Россию. Есть только факт: ещё в прошлом году американская компания подала заявки на регистрацию своих торговых знаков (Coca-Cola, Sprite и Fanta) в Роспатент. Но глобально это ничего не значит. «Опять же, российский рынок никого не ждёт с распростёртыми объятиями. Наши производители активизировались, получили потребителя, – продолжает Карпова. – Coca-Cola в любом случае потребуются немалые маркетинговые и аналитические усилия, чтобы развернуть потребителя к себе».

Что мы пьём?

  • Газированные напитки (все напитки с добавлением ароматов и подсластителей, исключая квас и энергетики) сейчас занимают 2-е место по объёму продаж среди безалкогольных напитков в России, уступая лишь воде.
  • По данным Gradus Retail Index, только за один квартал 2024-го продажи газированных напитков в РФ выросли на 8,7% даже на фоне подорожания.
  • На середину 2024 года основную долю рынка газированных напитков занимает бренд «Добрый» – 25,7%. Ближайший конкурент – «Черноголовка» (16,2%), затем идёт CoolCola. Доля оригинальной Coca-Cola, поступившей по параллельному импорту, – 1,6%.

Выбор Микояна

В царский период Coca-Cola завозилась в Россию небольшими партиями как лекарственное вещест­во (для борьбы с головной болью). После революции поставки прекратились, – напоминает доктор экономических наук Дмитрий Еделев. – Позже Анастас Микоян, познакомившийся с американской газировкой, подумывал наладить её производство в стране. Но от этой идеи отказался, посчитав дело слишком затратным и остановив выбор на обычном лимонаде.

Оцените материал