Ответ эксперта
Время от времени в СМИ появляются новости о мошенниках, которые записывают голоса россиян и используют биометрические данные для оформления кредитов.
«Зная, что некоторые банки предоставляют услугу оформления кредита по биометрическим данным, злоумышленники совершают звонки клиентам банка, у которых уже подключена услуга распознавания голоса, и задают вопросы, на которые требуется отвечать только „да“ или „нет“. Разговор записывается, и после ответы используются мошенниками для оформления кредитов на своих жертв», — цитирует ТАСС сообщение пресс-службы МВД.
Буквально на днях корреспонденту АиФ.ru позвонили из якобы зарплатного банка: предложили бесплатное премиальное обслуживание, не просили называть конфиденциальные данные, перевести деньги на резервный счет и пр. Словом, вели себя максимально профессионально: девушка, представившаяся сотрудницей банка, рассказала о преимуществах премиального обслуживания, единственное, что нужно было, — это односложно отвечать на ее вопросы («да» или «нет»). После этого разговора запроса на премиальное обслуживание в мобильном банке не появилось, из банка тоже не перезвонили, чтобы пригласить в отделение для оформления этой самой услуги. Так что, скорее всего, это действительно были мошенники (да, звонили они с официального номера банка), собирающие биометрические данные.
А что могут сделать аферисты, имея записи голосов банковских клиентов?
«К счастью, мошенники не могут оформить кредит по записи голоса своей жертвы: российские банки пока еще не готовы использовать механизм биометрической аутентификации по одному лишь голосу для оказания финансовых услуг. Для получения финансовых услуг, помимо голоса, необходимо указать логин и пароль, полученные при регистрации в Единой биометрической системе (ЕБС), показать камере лицо, назвать кодовое слово», — говорит генеральный директор компании по информационной безопасности Виктор Гулевич.
Но, конечно, нет дыма без огня: голосовые технологии становятся все более распространенными, и злоумышленники явно не обходят этот инструмент стороной.
«Кредит без вас, по записи голоса, мошенники оформить не смогут. Злоумышленники смогут записать ваш голос, но этого недостаточно для полноценного оформления услуги. Ваше „да“ будет воспринято преступниками как сигнал к дальнейшей „обработке“: вас ждут бесконечные звонки, вопросы, рассылки и т. д. Чтобы этого не допустить или, иными словами, снизить риск дальнейшей атаки, игнорируйте звонки с подозрительных номеров, а если ответили, то ни коем случае не сообщайте свои персональные данные, пароли и кодовое слово.
Ваше голосовое согласие могут использовать в смонтированном разговоре, чтобы скомпрометировать вас и требовать вознаграждение за неразглашение вашим коллегам/семье/друзьям и т. д. Мошенники могут воспроизвести разговор, где вы якобы хотите воспользоваться услугами интимного характера или собираетесь приобрести что-то запрещенное. Чтобы не попасть на удочку преступников, старайтесь заменить прямые ответы такими фразами, как „слушаю“/„вероятно“/слова-паразиты („типа“, „это самое“ и т. д.)», — резюмирует эксперт.
Источники информации:
https://tass.ru/moskva/11112897