Содержание
Поднимают ли нашу экономику мигранты или тянут на дно? Отбирают ли у россиян работу или закрывают те ниши, куда наши не идут?
Ответы на эти вопросы надо искать на местах, потому aif.ru готовит целый цикл публикаций о ситуации с трудовыми мигрантами в регионах. А начать мы решили со Свердловской области, куда много лет охотно едут гастарбайтеры.
Судя по официальной статистике, за 1-ю половину 2023 года в регион прибыло 8869 иностранцев, а убыло 7381. Прирост – 1488 человек. Но полугодовые цифры – штука необъективная. На численность мигрантов влияют сезонность, курс рубля, экономическая политика властей субъекта РФ, ужесточение законодательства и ещё много чего. Так, из-за пандемии пару лет назад число иностранцев на Среднем Урале сократилось в 3,8 раза. В итоге дефицит рабочих рук на стройках региона к весне 2021 года достиг 50%. «Куда-то исчезли каменщики, отделочники, бетонщики, а местные жители занимать вакансии не спешили. Дошло до того, что уральские строители написали письмо вице-премьеру Марату Хуснуллину, попросив дать возможность специалистам из СНГ приезжать в регион для работы на объектах.
Следующий отток произошёл в 2022 году на фоне начала СВО. Но уже к концу года ситуация выровнялась. В этом году Средний Урал вошёл в топ-10 самых привлекательных для трудовых мигрантов регионов (данные портала «ФинЭкспертиза»). Что касается национального состава приезжих, то почти 50% – это граждане Таджикистана, 30% – Узбекистана, 10% – Киргизии. Значительная часть остальных — из Казахстана, Армении и Азербайджана.
Готов ли регион отказаться от их рук? Судите сами: сейчас на промпредприятиях области не хватает 15 тыс. рабочих. Например, штатная численность ЕМУП «Гортранс» – 7414 человек, а дефицит кадров – 3060 (41%). Больше всего не хватает водителей, кондукторов и ремонтников. И это притом, что зарплаты не такие уж маленькие: у водителей – 71,5 тыс. рублей.
Всего свердловские работодатели предлагают жителям почти 63 тыс. вакансий, а зарегистрированных безработных лишь 12 тыс. В дефиците повара, автомойщики, токари и фрезеровщики, автослесари, сантехники, уборщицы… Причина дефицита – кризис 90-х. Мало рожали тогда – некому работать сегодня. «Корневая проблема – демография», – констатирует директор hh.ru Урал Оксана Сидлецкая.
Правда и ложь о «понаехавших»
Вокруг трудовых мигрантов возник целый ряд стереотипов. Насколько они соответствуют действительности?
МИФ 1. Мигранты – дешёвая рабочая сила.
По данным Института экономики УрО РАН, трудовые мигранты в Свердловской области зарабатывают в среднем 58 тыс. рублей. Это сравнимо со средней зарплатой по региону (61 тыс.). А на стройке гастарбайтер с дефицитной профессией может получать 100 тыс. рублей и больше. Среднероссийская зарплата приезжих неизвестна, но есть данные, что таксисты получают в среднем 69 тыс., курьер – 70 тыс. рублей в месяц. И это тоже сопоставимо со средней зарплатой в стране.
МИФ 2. Мигранты совершают много преступлений.
На долю приезжих приходится не более 2–3% всех правонарушений на Среднем Урале. Например, по данным ГУ МВД по Свердловской области, в 2022 году число преступлений, совершённых иностранцами, снизилось на 8,2%. Глава СКР Александр Бастрыкин заявлял, что число тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых иностранцами в первой половине 2023 года, выросло на 32%. Но количество мигрантов в России за это время увеличилось в 1,5 раза.
МИФ 3. Большинство мигрантов – нелегалы.
Число высланных за пределы региона нелегалов (а это сотни человек ежегодно) говорит лишь об активизации работы силовиков. Есть данные, что каждый десятый находится на территории Свердловской области незаконно, но объективной статистики нет.
МИФ 4. Мигранты распространяют радикальный ислам.
«Эта проблема уже не столь актуальна, как несколько лет назад, – отмечает доцент УГГУ, исламовед, этнолог Алексей Старостин. – И у нас, и в других странах СНГ была проведена работа по устранению данной угрозы. Опасность радикальных идей, конечно, остаётся. Но исламские экстремисты почти полностью ушли в интернет. Чтобы вести пропаганду, им необязательно приезжать в Россию».
«Местные работать не пойдут»
«Екатеринбургу без мигрантов не обойтись, а регионы, которые вводят ограничения на их трудоустройство, скоро об этом пожалеют, – уверен экономист, финансовый аналитик Виталий Калугин. – Бытует мнение, что приезжие отбирают у коренного населения рабочие места, но это не так. В основном это тяжёлый, низкоквалифицированный и малооплачиваемый труд. Местные жители по разным причинам игнорируют вакансии дворников, уборщиц, продавцов, таксистов, разнорабочих… Говорят, что если повысить зарплаты, то местные туда потянутся. Но повышения не будет, потому что это нерентабельно».
«Трудовые мигранты задействованы в тех сферах, которые не пользуются спросом у коренных уральцев, – подтверждает председатель Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области, руководитель общества таджикской культуры «Сомон» Фарух Мирзоев. – Думаю, в ближайшем будущем региону без мигрантов не обойтись. Если резко ввести ограничения, то остановятся строительство и транспорт, пострадают общественное питание и торговля. Местные работать за ту же зарплату не пойдут. Хозяева компаний всё равно будут использовать труд гастарбайтеров, но нелегально. Появится ещё одна коррупционная схема».
«Все вакансии в сфере ЖКХ, которые сегодня занимают мигранты, мы могли бы закрыть нашими гражданами, – возражает директор Ассоциации управляющих и собственников жилья, глава центра «ЖКХ-Контроль» Евгений Сутягин. – У нас есть незадействованные трудовые ресурсы, безработные в центрах занятости. Взять тех же дворников: зарплаты у них небольшие, 20–30 тыс. Но взяв 2–3 ставки, как это обычно делают мигранты, человек вполне сможет содержать себя и свою семью. Свердловчан также можно привлечь служебным жильём».
Оцените материал