Содержание
В Кузбассе образовалось пробка из 12 тыс. вагонов, груженых 800 тыс. тонн угля, об этом губернатор региона Сергей Цивилев доложил премьер-министру Михаилу Мишустину, и попросил содействия в решении проблемы.
Виновато РЖД?
Вагоны приняты РЖД к перевозке в направлении дальневосточных портов, но фактически остаются на станциях погрузки и подъездных путях добывающих компаний. По заблокированным путям невозможно подать под загрузку порожний состав для перевозки угля и в западном направлении. Кроме того, в Кузбассе уже чувствуется ледяное дыхание зимы, и подготовленный к экспорту уголь может смерзнуться, что резко снизит его качество и даст повод покупателям отказаться от поставки.
Главным виновником сложившейся ситуации Сергей Цивилев считает РЖД. «Нормативный срок перевозки угля по железной дороги до дальневосточных портов составляет 13 дней, — напоминает он Михаилу Мишустину, — в то время как примерно 500 груженых вагонов простаивают еще с сентября». А учитывая, что Кузбасс является транзитным регионом, забитые вагонами с углем пути могут ограничить провоз и других грузов.
Виноваты грузоотправители?
В РЖД признают, что спрос на грузовые перевозки в восточном направлении существенно превосходят пропускные возможности инфраструктуры, и монополия вынуждена работать в сверхнапряженном режиме для удовлетворения всех заявок. Но указывают, что грузопоток на восточном направлении резко вырос после европейского эмбарго на российский уголь, а также сетуют на медленные погрузочно-разгрузочные работы в морских портах, что удлиняет оборот вагонов и создает заторы на сети.
И у железнодорожников есть основания так утверждать. По данным Минэнерго, в 2021 году угольный экспорт из РФ в европейские страны составил 48,75 млн тонн. Запрет на поставки в ЕС вступил в силу 10 августа, в результате, по оценке вице-премьера Александра Новака, добывающие компании переориентируют с западного на восточное направление более 25 млн тонн угля. Статистика подтверждает — в августе только в Китай было поставлено 8,5 млн тонн топлива, что на 57% больше июльских показателей.
Виноваты порты?
Но возросший трафик практически не отразился на грузообороте морских портов Дальневосточного бассейна, за девять месяцев текущего года он увеличился на символические 0,1% в сравнении с прошлогодними показателями, составив 169,4 млн тонн. Такая статистика косвенно возлагает вину за пробки в Кузбассе на дальневосточных портовиков, ведь получается, что растущие грузопотоки упираются в порты, где скапливаются в ожидании перевалки на суда.
Мнение эксперта
В причинах сложившейся ситуации помог разобраться исполнительный директор компании — железнодорожного экспедитора Андрей Глазов: «Конечно, нужно расширять и портовые мощности, и провозные возможности железнодорожников. Но они это и делают, причем их программы во многом синхронизированы. После завершения второго этапа развития Восточного полигона пропускная способность БАМа и Транссиба возрастет до 180 млн тонн, к этому моменту только порт Восточный нарастит мощности по перевалке до 70 млн тонн в год.
Но нужно понимать, уголь имеет свойство смерзаться, особенно если его влажность выше 10%. У нас каждый год, как только температура воздуха падает ниже нуля, начинаются проблемы с выгрузкой в портах, этот процесс замедляется. И каждый год начинается поиск виновных — РЖД, порты, грузоотправители. Конечно, европейское эмбарго усугубило проблему, но в целом заторы в Кузбассе не являются какой-то особенностью этого года, так происходит каждой поздней осенью — зимой.
Для решения проблемы в Восточном порту и в Усть-Луге на Балтике установили так называемые “тепляки”, которые немного подогревают уголь перед вагоноопрокидывателем, но в целом с климатом бороться бесполезно. Наступит весенне-летний период, и острота проблемы традиционно сгладится».
Оцените материал