Домой Экономика Зима усилила эмбарго. Запреты ЕС и холода вызвали пробки на ж/д в...

Зима усилила эмбарго. Запреты ЕС и холода вызвали пробки на ж/д в Кузбассе

159
0

Содержание

В Кузбассе образовалось пробка из 12 тыс. вагонов, груженых 800 тыс. тонн угля, об этом губернатор региона Сергей Цивилев доложил премьер-министру Михаилу Мишустину, и попросил содействия в решении проблемы.

Виновато РЖД?

Вагоны приняты РЖД к перевозке в направлении дальневосточных портов, но фактически остаются на станциях погрузки и подъездных путях добывающих компаний. По заблокированным путям невозможно подать под загрузку порожний состав для перевозки угля и в западном направлении. Кроме того, в Кузбассе уже чувствуется ледяное дыхание зимы, и подготовленный к экспорту уголь может смерзнуться, что резко снизит его качество и даст повод покупателям отказаться от поставки.

Главным виновником сложившейся ситуации Сергей Цивилев считает РЖД. «Нормативный срок перевозки угля по железной дороги до дальневосточных портов составляет 13 дней, — напоминает он Михаилу Мишустину, — в то время как примерно 500 груженых вагонов простаивают еще с сентября». А учитывая, что Кузбасс является транзитным регионом, забитые вагонами с углем пути могут ограничить провоз и других грузов.

Виноваты грузоотправители?

В РЖД признают, что спрос на грузовые перевозки в восточном направлении существенно превосходят пропускные возможности инфраструктуры, и монополия вынуждена работать в сверхнапряженном режиме для удовлетворения всех заявок. Но указывают, что грузопоток на восточном направлении резко вырос после европейского эмбарго на российский уголь, а также сетуют на медленные погрузочно-разгрузочные работы в морских портах, что удлиняет оборот вагонов и создает заторы на сети.

И у железнодорожников есть основания так утверждать. По данным Минэнерго, в 2021 году угольный экспорт из РФ в европейские страны составил 48,75 млн тонн. Запрет на поставки в ЕС вступил в силу 10 августа, в результате, по оценке вице-премьера Александра Новака, добывающие компании переориентируют с западного на восточное направление более 25 млн тонн угля. Статистика подтверждает — в августе только в Китай было поставлено 8,5 млн тонн топлива, что на 57% больше июльских показателей.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Дворцовый переворот. Особняки коррупционеров хотят выставить на торги

Виноваты порты?

Но возросший трафик практически не отразился на грузообороте морских портов Дальневосточного бассейна, за девять месяцев текущего года он увеличился на символические 0,1% в сравнении с прошлогодними показателями, составив 169,4 млн тонн. Такая статистика косвенно возлагает вину за пробки в Кузбассе на дальневосточных портовиков, ведь получается, что растущие грузопотоки упираются в порты, где скапливаются в ожидании перевалки на суда.

Мнение эксперта

В причинах сложившейся ситуации помог разобраться исполнительный директор компании — железнодорожного экспедитора Андрей Глазов: «Конечно, нужно расширять и портовые мощности, и провозные возможности железнодорожников. Но они это и делают, причем их программы во многом синхронизированы. После завершения второго этапа развития Восточного полигона пропускная способность БАМа и Транссиба возрастет до 180 млн тонн, к этому моменту только порт Восточный нарастит мощности по перевалке до 70 млн тонн в год.

Но нужно понимать, уголь имеет свойство смерзаться, особенно если его влажность выше 10%. У нас каждый год, как только температура воздуха падает ниже нуля, начинаются проблемы с выгрузкой в портах, этот процесс замедляется. И каждый год начинается поиск виновных — РЖД, порты, грузоотправители. Конечно, европейское эмбарго усугубило проблему, но в целом заторы в Кузбассе не являются какой-то особенностью этого года, так происходит каждой поздней осенью — зимой.

Для решения проблемы в Восточном порту и в Усть-Луге на Балтике установили так называемые “тепляки”, которые немного подогревают уголь перед вагоноопрокидывателем, но в целом с климатом бороться бесполезно. Наступит весенне-летний период, и острота проблемы традиционно сгладится».

Оцените материал